персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Партнеры и реклама:

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  Скандалы  Наследники первого челябинского фотолюбителя не могут понять, откуда берутся фотографии их деда

 Скандалы:

Наследники первого челябинского фотолюбителя не могут понять, откуда берутся фотографии их деда

Наследники первого челябинского фотолюбителя не могут понять, откуда берутся фотографии их деда 15.09.08

Челябинск, Сентябрь 15 (Новый Регион, Ксения Уфимцева) – В фойе делового центра «Челябинск-Сити» на Кировке 13 сентября открылась фотовыставка проекта, посвященная семейной фотографии. Один из самых старых экспонатов – фотография Константина Теплоухова из серии «Жанровые сценки из семенной жизни».

Напомним, Константин Теплоухов приехал в Челябинск в 1899 году, работал в Комитете попечительства о народной трезвости, Обществе взаимного кредита, был гласным городской Думы. Увлекался, охотой, путешествиями, фотографией и считается первым фотографом-любителем Челябинска. Скончался Константин Теплоухов в 1942 году, после него остались дневники и фотографии, которые многие годы хранили его внучки Анна и Муза. Это наследие представляет большою историческую ценность, так как отражает не постановочную, а реальная жизнь челябинцев начала XX века. Возможно, поэтому работы Теплоухова привлекают историков, краеведов, журналистов и издателей.

Например, 10 фотографий начала века, сделанные акцизным чиновником Теплоуховым, были опубликованы в фотоальбоме «Челябинск. Мой город. Моя семья. История семейной фотографии: 1908 – 2008». На презентации альбома его издатели сообщили, что в 1997 году, когда работы Теплоухова были выставлены в рамках проекта «Сто лет Уральской фотографии», внучка фотографа Муза Пасешник, увидев телефильм о выставке, позвонила в областной краеведческий музей и сообщила, что весь фотографический архив деда хранится у нее. И теперь краеведческий музей «обладает бесценным фотографическим богатством» дореволюционного Челябинска.

Решив уточнить, что именно хранится в фондах, корреспонденты «Нового Региона» позвонили в краеведческий музей и неожиданно стали участниками едва ли не детективной истории.

В областном краеведческом музее заявили, что ничего подобного им не передавали, этот вопрос никогда не обсуждался, никто из наследников Теплоухова к ним даже не обращался. Издатели фотоальбома уточнили: возможно, Муза Пасешник перепутала и на самом деле передала архивы деда в Госархив или в государственный краеведческий музей. Но ни там, ни там обнаружить работы Теплоухова пока не удалось.

К выставке в 1997 году фотографии Теплоухова были подготовлены творческим объединением «Каменный пояс», и корреспонденты «Нового Региона» позвонили его директору Дмитрию Графову, чтобы узнать, где же находится архив первого жанрового фотографа Челябинска. Графов сообщил, что архива как такового не существует, наследие разрознено, все фотоальбомы и дневники находятся на руках у наследников – внучек Теплоухова Анны и Музы. При подготовке выставки и 5-томного издания «Челябинская область в фотографиях», выпущенного «Каменным поясом» в 2000-2004 годах, использовались фотографии, полученные у наследников. А затем Графов высказал предположение, что в альбом «Челябинск. Мой город. Моя семья. История семейной фотографии: 1908 – 2008» работы Теплоухова, скорее всего, попали «пиратским способом» – издатели просто пересняли фотографии из сборника, выпущенного «Каменным поясом», не спросив разрешения ни у наследников Теплоухова, ни у творческого объединения.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию агентство попросило составителя и редактора нового альбома Павла Большакова. Он заявил, что фотографии в альбоме – из его личного архива. Уточнить же, каким образом фотографии Теплоухова попали к нему в архив, Большаков отказался. На вопрос о соблюдении авторских прав составитель и редактор фотоальбома «Челябинск. Мой город. Моя семья. История семейной фотографии: 1908 – 2008», посвященного 50-летию «Челябинского фотоклуба», заявил следующее: «Ни у кого спрашивать разрешение я не буду, так как авторское право соблюдаю». Однако позднее в личной беседе оговорился, что авторские права в России нарушаются сплошь и рядом, и он не исключение. А также добавил, что Муза Владимировна Пасешник в курсе, и она не против.

Однако Муза Пасешник, по ее собственным словам, о Большакове впервые услышала только в этом месяце, когда он позвонил ей и пригласил на выставку 13 сентября. Никаких архивов деда она никуда не передавала и передавать не собирается. Лишь два раза она допускала к ним посторонних людей: один раз позволила переснять часть фотографий для издания Графова и Богдановского, второй раз позволила опубликовать дневники деда руководителю центра историко-культурного наследия Владимиру Боже. Кстати, в фотоальбоме Большакова тоже есть выдержки из дневников Теплоухова, откуда он их взял – загадка. По словам Владимира Боже, хранительница второй части наследия Теплоухова – внучка Анна Гуськова, живущая в Москве, с которой он поддерживает отношения, не говорила ему, что кто-то из Челябинска интересовался работами ее деда.

А Муза Пасешник отметила, что представленная на выставке фотография Константина Теплоухова находится в ее архиве. По ее словам, она довольно часто встречает в СМИ и на выставках работы своего деда и только удивляется, откуда они были взяты. И напоследок рассказала историю, как в 1982 году некто Олег Вепрев, представившись сотрудником краеведческого музея, обманом выманил у престарелой тети Музы Владимировны дневники и документы акцизного чиновника. Тогда все материалы удалось вернуть с помощью милиции. С тех пор, по словам Музы Пасешник, наследие деда она хранит в укромном месте и никому передавать не собирается.

P.S. После настойчивых обращений журналистов в областном краеведческом музее все-таки отыскали работы Теплоухова. Это оказались не фотографии, а пластины с негативами. Согласно учетной записи, их музею в конце 20-х годов прошлого века передал сын Константина Теплоухова Владимир. Но из записи в регистрационном журнале не ясно, чьи это работы – отца или сына. Кроме того, как уточнили в музее, на пластинах только пейзажи, ни одного негатива с людьми нет.