персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Партнеры и реклама:

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  Скандалы  Российские эксперты критикуют Болонскую систему образования

 Скандалы:

Российские эксперты критикуют Болонскую систему образования

Российские эксперты критикуют Болонскую систему образования 12.06.08

Москва, Июнь 11 (Новый Регион, Наум Захаров) – Мэр Москвы Юрий Лужков на заседании столичного правительства во вторник заверил, что в вузах столичного подчинения не будут готовить «бакалавров-недотеп». Он подчеркнул, что когда речь идет об образовании, нужно готовить специалистов, а не бакалавров, пишет РБК daily.

«Вопреки тем решениям, которые были приняты, в том числе в Минфине, – исключить возможность субъектов Федерации иметь свои институты, мы на это не пошли», – пояснил Лужков. «Пусть бакалавров Министерство образования готовит в других местах», – заключил он. Эксперты поддержали отказ мэра от участия в Болонском процессе.

Болонский процесс берет свое начало в середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной же датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию.

В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Главной целью Болонского процесса считается «сближение и гармонизация систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования».

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России. Однако полный переход на двухуровневую систему высшего образования в нашей стране произойдет не раньше следующего года.

Лоббисты Болонского процесса утверждают, что реформа откроет для российских учащихся «новые горизонты», ведь она дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.

Между тем, эксперты отмечают, что переход на систему бакалавр-магистр лишь окончательно разрушит и без того разваливающуюся систему российского образования.

«Болонская система – это хорошо продуманная четкая схема образования, которая эффективно работает в Европе. Для того чтобы перевести российскую систему на Болонский процесс, потребуются серьезные перемены», – сказал РБК daily директор Международного института гуманитарно-политических исследований (ИГПИ) Вячеслав Игрунов.

«Однако мы должны понимать, что каждая реформа влечет за собой риски ломки отлаженных механизмов, а значит и риски снижения качества результатов. Менять систему только для того, чтобы соответствовать стандартам, нет смысла, тем более в условиях, когда в России резко ухудшилось качество абитуриентов и школьного образования в целом», – добавил он.

Согласился с ним и президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков. «В России уже существует годами отлаженная система высшего образования. С первого курса студенты начинают изучать предметы по специальности, что в итоге делает из них прекрасных специалистов, которые всегда были востребованы не только в России, но и за рубежом. Рушить эту систему сегодня нет смысла. Тем более что у нас сегодня нет ни стандартов, ни новых программ. Это шаг назад», – сказал он в беседе с РБК daily.

Специалисты прогнозируют, что в случае перехода на двухуровневую систему через 5 лет рынок кадров будет пересыщен бакалаврами. «Это они только сейчас говорят, что магистратура будет бесплатной для 50% учащихся. Однако я уверен, что реально бесплатными останутся только 20% мест. Эти несчастные бакалавры, имеющие только общее образование без специализации, просто останутся без работы», – подчеркнул г-н Комков.

По мнению некоторых экспертов, лоббисты Болонской системы стимулируются из США. «США являются главным потребителем наших специалистов. Тех 15% магистров, у которых найдутся деньги на обучение, американцам хватит. А то, что остальные российские студенты так и останутся без специальности, – это США только на руку. Не считаю нужным вестись у них на поводу. Тем более что, согласно Болонскому процессу, страна, принимающая его условия, не обязательно должна менять свою систему образования. У нас просто об этом намеренно замалчивают», – резюмировал г-н Комков в интервью РБК daily.