персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Партнеры и реклама:

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  Политика  Экспертиза «Нового Региона»: маловато будет

 Политика:

Экспертиза «Нового Региона»: маловато будет

Экспертиза «Нового Региона»: маловато будет 13.04.09

Челябинск, Апрель 13 (Новый Регион) – Риторика южноуральских властей по поводу спасения малого и среднего бизнеса пока, увы, показывает, что нет никакого стратегического понимания, каким образом менять ситуацию в экономике, в результате чего тактические действия принимают хаотический характер, без какой-либо далеко идущей целевой логики развития. Сиюминутные пассажи «на злобу дня» в могучем бюрократическом «комплексе мер по поддержке всего и вся» – единственное, что могут предложить местные начальники в качестве платформы преодоления кризиса. Впрочем, очевидно, что малому предпринимательству подобные «стимулирующие» мероприятия как мертвому припарки. Ситуацию комментирует эксперт фонда «Реалити» Андрей Воронов:

«Трудно ошибиться в диагнозе экономических проблем, с которыми столкнулся малый бизнес, и тут можно вполне согласиться с констатациями южноуральского правительства о возросших процентных ставках и недостатке оборотных средств, отсутствии долгосрочной кредитной политики банков и снижении потребительского спроса. Все это, что называется, лежит на поверхности. Сложность в том, чтобы предложить хоть какую-нибудь адекватную стратегическую линию в этой непростой ситуации. Пока мы не наблюдаем вменяемых предложений, которые могли бы разогреть предпринимательскую инициативу. Речь ведется о снятии административных барьеров, снижении налоговой нагрузки, финансовой и имущественной поддержке. Все это тактические ходы, которые, еще не известно, будут ли реализованы на практике.

Но даже и в практической плоскости от этих мер можно ожидать позитивный эффект лишь коррекционный, а вовсе не стимулирующий производственную деятельность. Они не покрывают минусов падения конъюнктуры.

Вот, например, болезненная тема административных барьеров. Областные власти предлагают радикально сократить количество ведомственных проверок предприятий малого бизнеса. Конечно, все мы понимаем, что речь идет о вымогательствах и неумеренном регламентировании бизнеса. Вообще-то следует сказать, что после таких умозаключений глава региона должен подать в отставку по причине неспособности организовать прозрачную деятельность всевозможных бюрократических надзорных ведомств и прочих контор. Ну, это к слову. Что же касается избыточного администрирования, то, даже полностью исключив давление на бизнес, минимизировав «непроизводственные» расходы на упрощение жизни, мы тем самым автоматически не выправим нехватку прибыли. Мы могли бы повлиять на удешевление продукции или услуг, но когда нет рынка сбыта,– это не поможет.

Кроме того, как выясняется, невзирая на губернаторские призывы и постановления, прислушиваться к ним никто не собирается. Проверки проходят в обычном количестве. И тут тоже речь идет о хромающей исполнительской дисциплине.

Финансовая поддержка из областного бюджета также выглядит весьма скромным инструментом преодоления предпринимательского тупика. Судите сами. «94 малых предпринимателя получили точечную поддержку на общую сумму в размере 2 миллиона рублей», – бодро отчитывается местный Минэкономразвития. По мысли госпожи Мурзиной, 20 тысяч рублей на брата – это достаточная величина помощи, чтобы назвать ее адресной поддержкой предпринимательства. Напомним, что средняя зарплата в области в прошлом году была, по данным Петра Сумина, 16 тысяч рублей! Комментарии, как говорится, излишни.

Да и в целом, практика выделения крупных бюджетных сумм на поддержание производства выглядит, по крайней мере, небезупречно, что мы регулярно видим в последнее время по массированному финансированию крупных предприятий и банков на федеральном уровне. Так что ожидать, что подобная денежная подпитка улучшит положение малого бизнеса, пока не приходится.

Или вот еще одна затея с созданием, так называемого, венчурного фонда, который, по мысли устроителей, должен стимулировать на Южном Урале развитие инноваций. На паях с федеральным бюджетом туда направлено 240 миллионов рублей. Новоиспеченная московская управляющая компания обещает профинансировать пяток проектов на 190 миллионов. Но, как выясняется, сферы инновационного прорыва еще даже не определены! Скорее всего, говорят москвичи, ориентированы они будут на наши промышленные гиганты. Но крупные предприятия закупают технологические линии в западных странах, где не предположительно, а уже реализованы актуальные инновации.

Давайте поясним специфику венчурного финансирования. Нигде в мире государственные средства не направляются в проекты с высоким риском. Это удел частных компаний, если хотите, авантюрных предпринимателей, готовых вкладывать средства в надежде опередить технологическую волну конъюнктуры. Удачей считается, если из 10 проектов выгорает хотя бы один. Кроме того, всякий, кто вкладывается в подобную сферу, должен твердо понимать, что ответственности, в случае если планы не осуществятся, не понесет никто. Это игра на свой страх и риск. Мы же готовы с легкостью тратить общественные средства на неопределенные цели и при этом горделиво заводим разговоры о вспомоществовании инновационному предпринимательству.

Если же мы внимательно всмотримся в структуру малого предпринимательства, то заметим, что условно его можно поделить на две части: инфраструктурный бизнес (торговля, услуги) и промышленно-ориентированный бизнес. Последний, занимавшийся обслуживанием крупных компаний, сейчас вместе с ними и просел. Реанимировать его невозможно, пока не произойдет позитивных изменений на мировых рынках. Здесь не нужно питать иллюзий. В инфраструктурном же предпринимательстве сейчас наблюдается сужение прибыльных сфер. Причем, остаток точек доходности не порождает усиления конкуренции, поскольку они сильно прижаты административным монополизмом. Каждый сегмент рынка кланово очерчен, и чужих тут не ждут. То есть мы объективно не имеем ресурсов к расширению нового бизнеса. Но ведь эта схема искусственного вырождения предпринимательства так тщательно пестовалась властями все последние годы, так к кому обращать претензии? Верим ли мы, что те же самые люди, процеживавшие планктон сырьевых денег, теперь захотят подвинуться и займутся демонтажем монструозной конструкции!? Но без этого, увы, все разговоры о поддержке малого бизнеса сиречь элементарная экономическая маниловщина, и не более того. Маловато будет!