персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Оставить отзыв

Партнеры и реклама:

Если вы заинтересованы в размещении рекламы — напишите нам через форму обратной связи

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  Политика  Расходы на пенсионеров составят в 2010 году 10% ВВП

 Политика:

Расходы на пенсионеров составят в 2010 году 10% ВВП

Расходы на пенсионеров составят в 2010 году 10% ВВП 28.09.09

Москва. Сентябрь 27 (Новый регион, Ольга Радько) – В ближайшие дни в Думу поступит главный финансовый документ страны – проект бюджета на 2010 год и основные ориентировки на ближайшие два года. О том, что придется вновь, как в 90-е, вернуться к дефициту, говорилось уже давно, и ни для кого это не станет секретом или неожиданностью. С той только разницей, что в предыдущий кризис 98 года бюджет верстался исходя из 25 процентов дефицита к доходной части. Сегодня дефицит составляет почти половину всех доходов страны.

Правда, суммы этих кризисных бюджетов несопоставимы. В конце 90-х российский бюджет чуть-чуть превышал бюджет города Нью-Йорка. Выросли доходы, благодаря ценам на нефть, одновременно с этим выросли и аппетиты расходных статей. При этом в бюджете сохраняется социальная направленность расходов, пишет «Российская газета».

Бюджет 2010 года верстался с учетом социальной составляющей. Все обещания, данные пенсионерам, власти будут исполнять. Таким образом, расходы на пенсионеров составят в 2010 году 10% ВВП или 4,4 триллиона рублей, пообещал глава российского кабинета-министров Владимир Путин. В то время как общий объем расходов федерального бюджета в 2010 году составит 9,9 триллиона рублей.

Средняя пенсия вырастет на 46%, а средняя пенсия по старости превысит 8 тысяч рублей. Но вот бюджетникам придется в 2010 году довольствоваться тем, что они имеют сегодня, так как им индексация не запланирована.

Так что уровень бедности, подсчитали в правительстве, в 2010 году составит порядка 14% и практически не изменится в 2011 и 2012 годах. Получается, что каждый седьмой россиянин окажется с доходами ниже прожиточного минимума. И с этими реалиями придется жить целых три года.

К тому же не собирается отступать и безработица. Согласно последнему прогнозу социально-экономического развития, средний уровень в текущем году составит 9,3%, в 2010 году ожидается ее рост до 9,6%. В 2011 году власти обещают снижение безработицы до 8,9%, в 2012 – до 8,5%. А общая численность в текущем году составит 6,8 миллиона человек, в 2010 году – 7 миллионов, в 2011 году – 6,5 миллиона. При этом, отмечают эксперты, реальная цифра выглядит куда весомее.

Но благие дела могут обернуться новыми проблемами для бюджета. «Большие» пенсии придется платить и дальше. Где деньги брать? Остается лишь тратить Резервный фонд, который, по прогнозу Минфина, опустеет в 2010 году. Под угрозой средства Фонда национального благосостояния. Не беда, успокаивают на Ильинке. Начиная с 2013 года туда вновь потекут деньги.

В бюджете на 2010 год не будут предусмотрены дополнительные меры на сбалансированность региональных бюджетов. В 2009 году на эти цели было выделено 150 миллиардов рублей. В целом дотации на сбалансированность в 2010 году сократятся до 90,2 миллиарда рублей со 193,4 миллиарда в 2009 году (в эту сумму входят 150 миллиардов на дополнительную поддержку бюджетов субъектов РФ).

Также в состав дотаций на сбалансированность бюджетов регионов в 2010 году входит 16,7 миллиарда рублей на поддержку Чеченской республики, 42,9 миллиарда на компенсации регионам в связи с централизацией доходов от НДПИ, а также 5,6 миллиарда рублей на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования.

Меньше, хоть и не намного, по сравнению с текущим годом будет и бюджетных кредитов. Если в 2009 году на предоставление «длинных» бюджетных кредитов было заложено 125 миллиардов рублей, и на строительство дорог еще 25 миллиардов рублей, то в 2010 году общий объем бюджетных кредитов составит 140 миллиардов рублей. Из них 40 миллиардов рублей – это кредиты на дороги, 10 миллиардов пойдет на поддержку монопрофильных городов, еще 90 миллиардов – на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, включая покрытие кассовых разрывов и на мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий. Срок бюджетных кредитов составит по-прежнему три года, процентная ставка – одну четвертую от ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Выплывать регионам действительно придется самостоятельно. На плечах консолидированных бюджетов субъектов находятся 750 миллиардов рублей, которые занимали региональные власти. Правда, половина из них приходится на бюджетные кредиты, которые региональные власти будут отдавать федеральному центру. Вторая половина занималась непосредственно на рынке, за счет выпуска муниципальных облигаций. Бумаги шли нарасхват. Условия слишком хорошие – около 15% годовых. К тому же выпускались они с офертой на год-два.

Лидером по величине долга за семь месяцев стала Москва. Столица заняла почти 211 миллиардов рублей, объем ее обязательств вырос с 1 января почти в 1,75 раза. На втором месте – Московская область, которая должна кредиторам 165 миллиардов рублей. Третье место занимает Татарстан, задолженность республики увеличилась за семь месяцев на 40 процентов, почти до 32 миллиардов рублей.

Пока в Минфине не бьют тревогу по поводу роста долгов регионов. Если долги не превышают 10-15 процентов бюджета, это не страшно. Все эти регионы не первый год выходят на рынок. И пока вопрос о том, что регион не сможет погасить кредиты, не стоит. В конце концов, помощь может оказать и федеральный бюджет. Хуже будет, когда долги перевалят за планку в 40 процентов бюджетных доходов. В этом случае погашать кредиты регионы постараются за счет господдержки – договориться о реструктуризации им, в отличие от компаний, будет сложнее, внешние рынки для субъектов пока закрыты. Региональные власти, предполагают эксперты, попробуют перекредитоваться за счет бюджетных кредитов или дотаций. Но важно, чтобы такая господдержка оказывалась максимально прозрачно, на понятных условиях. Летом этого года регионам об опасности излишнего увлечения заимствования напоминал премьер-министр.

При этом, отмечают эксперты, власти вновь наступают на те же грабли, что и 15 лет назад. Кризис 1998 года уходил истоками к 1996 году, когда государство, не имея значительных доходных источников (банально не платили налоги), существенно увеличило дефицит для финансирования бюджетных расходов перед очередными президентскими выборами. Беря взаймы, государство отправляло эти деньги на задабривание электората. В условиях неэффективной экономической системы надо было получить желаемый политический результат. Сегодня мы видим значительный дефицит федерального бюджета. При этом его масштабы значительно более серьезные, чем в 1996 году. Тогда дефицит к доходам составлял примерно 25 процентов, а бюджет 2010 года сверстан исходя из почти 50-процентного дефицита к доходам. Вот и получается, что в условиях, когда доходная база значительно сократилась, мы продолжаем тратить в объемах докризисного периода.

Как выбираться из этой ямы? Чиновники уверяют, что уже виден свет в конце тоннеля. Удалось найти допдоходы. Во-первых, за счет нефти, по прогнозу она составит 58 долларов за баррель, вместо 55, как планировалось ранее. Во-вторых, наметился более быстрый рост ВВП, так как в экономике появились позитивные ростки. И третий квартал, заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин, можно смело назвать временем выхода России из рецессии. Нефть помогла.

То, что российские власти связывают большие надежды с нефтью, все поняли уже давно. Других источников допдоходов российская экономика пока дать не в состоянии. Экономика продолжает оставаться на нефтяной игле, а проблема недоинвестирования отраслей остается. Хотя именно кризис мог бы избавить Россию от этой зависимости, если только правильно извлечь из него уроки. Ведь не первый раз за последние несколько лет цены на нефть падали практически до дна, затем вновь устремлялись вверх, а за ними и основные макроэкономические показатели страны.

Так что неудивительно, что чиновники и сегодня связывают свои надежды именно с этим фактором. Да и федеральный бюджет формируется более чем наполовину от нефтяных поступлений. Эксперты подсчитали, что рост нефти на 1 доллар добавляет в казну около 1-2% дохода. Так что благодаря высоким ценам на энергоресурсы в предыдущие годы властям удалось скопить третьи в мире по величине золотовалютные запасы. Чтобы все это благо продолжалось, необходимо, чтобы нефть выскочила за 100-долларовую отметку. Так как нефть ценой в 70 долларов за баррель российской экономике не поможет.

Помочь могут и государственные инвестиции, как это, к примеру, делается в Китае или делалось раньше в США. Однако российские власти треть бюджета отдают, в основном, на социальные цели. А построй, к примеру, те же дороги – и стриги «купоны» за транзит грузов через территорию России. Вложенные средства пополнили бы казну, а заодно появились бы новые рабочие места. Нет. Минфин жестко стоит на своем – нельзя увеличивать финансирование экономики. И это при том, что заявок от министерств и ведомств на довольно дельные проекты лежит почти на 500 миллиардов рублей. Однако эти деньги никак не вписываются в бюджет следующего года, тем более, что в кризис новые проекты не принято начинать. Будем достраивать старое, добавляет издание.