персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Партнеры и реклама:

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  Политика  Украинская арифметика: азербайджанское «3» больше, чем русское «9»

 Политика:

Украинская арифметика: азербайджанское «3» больше, чем русское «9»

Украинская арифметика: азербайджанское «3» больше, чем русское «9» 23.05.08

Киев, Май 23 (Новый Регион, Вероника Ост) – Энергетический саммит в Киеве ознаменовался очередным аттракционом по оживлению трупа – нефтепровода Одесса-Броды. Виктор Ющенко вновь заявил о намерении прогнать с этой трубы российскую компанию ТНК-ВР. Ожидается, что ее место займет бакинская Socar, но окончательно президенты Азербайджана и Украины будут договариваться в июле.

Судя по тому, что Ющенко с Алиевым обменялись орденами, они договорятся. В результате этой «выгодной» сделки Одесса-Броды будет ежегодно прокачивать в аверсном направлении три миллиона тонн азербайджанской нефти. Для сравнения: в 2007 году ТНК-ВР прокачала в реверсном режиме, то есть от Брод к Одессе 9,1 миллион тонн, оплатив транзит в полном объеме.

Одесса-Броды изначально затевался как антирусский проект. В 90-е нищая Украина вложила в эту трубу миллиарды гривен, не имея никаких реальных гарантий ее наполнения. Тогда все всерьез верили в огромные запасы каспийской нефти, и в Киеве надеялись создать альтернативу русским поставкам в Европу. Россиян всерьез испугали планы украинцев. Известна фраза Вагита Алекперова о том, что он готов вложиться в американский трубопровод Баку-Джейхан лишь бы Одесса-Броды осталась сухой. Подобными мотивами, видимо руководствовалась и ТНК-ВР, заключая договор на использование трубы в реверсном режиме (говорят, таким образом компания хотела понравиться Путину).

Позже выяснилось, что запасы Каспия явно переоценены, вся азербайджанская нефть уходит по Баку-Джейхан, а заполнять украинскую трубу нечем. Украине бы благодарить ТНК-ВР за спонсорскую поддержку, но ненависть к москалям здесь сильнее экономического расчета.

Помимо антирусской функции заполнение Одесса-Броды азербайджанской нефтью имеет и вполне прагматичную цель – обеспечить сырьем два нефтеперерабатывающих завода на Западной Украине, принадлежащих олигарху Игорю Коломойскому. Ему перестало хватать нефти собственной добычи после того, как он отнял у российской Татнефти в прошлом году Кременчугский НПЗ, а татары за это прекратили поставлять туда сырье.

Коломойский один из немногих, кто еще хранит верность президенту Ющенко. Он был готов сорвать приватизицию Одесского припортового завода, которую хочет провести Юлия Тимошенко. Олигарх собирался переиграть всех претендентов на аукционе, а потом его оспорить в суде и вернуть предприятие государству.

Такой герой заслуживал награды. Однако вот незадача: Дрогобычский и Надворнянский НПЗ готовы принимать на пару только три миллиона тонн. Показательно, что на нерентабельность такого проекта Украине указали азербайджанские партнеры. Заместитель руководителя бакинского минтопэнерго Бурзу Алиев в частности заявил: «За прошлый год девять миллионов тонн нефти прокачивали из Брод в Одессу. И если мы перевёрнем трубу в сторону Европы и будем заполнять её на 3 миллиона тонн, это будет невыгодно». Он полагает, что рентабельной труба станет только при заполнении 5-6 миллионами тонн.

Украина согласна и на пять миллионов, да только не знает куда девать два лишних. В 90-е местные маниловы думали, что Польша продолжит Одесса-Броды до Плоцка, а затем до Гданьска. Однако западные соседи предпочли поддерживать европейские устремления Украины только вербально. Поляков понять можно: помимо проблем с наполнением трубы, есть еще и проблема качества нефти. Легкая каспийская нефть слов нет лучше тяжелой российской «юралз», однако большинство НПЗ в этой части Европы построены под русские сероводороды (интересно, учел ли это Коломойский?).

Чтобы как-то пристроить лишние два миллиона тонн нефти Украина предлагает Азербайджану построить еще один нефтепрерабатывающий завод. Но в стране, где обнулены ввозные пошлины на бензин (творчество Тимошенко образца 2005 года), этот бизнес не выгоден.

На самом деле запустить Одесса-Броды на полную мощность вполне реально. Для этого достаточно договориться с Казахстаном. Но у официальной Астаны особое требование: соединить украинскую трубу с КТК, чьи коммуникации проходят по территории России. Этот вариант устроил бы алчного Коломойского, но не Ющенко, чья главная миссия – вредить северному соседу.