персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Партнеры и реклама:

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  Общество  Болонская система образования лишит южноуральских студентов весёлой жизни от сессии до сессии

 Общество:

Болонская система образования лишит южноуральских студентов весёлой жизни от сессии до сессии

Болонская система образования лишит южноуральских студентов весёлой жизни от сессии до сессии 27.01.08

Челябинск, Март 18 (Новый Регион, Анна Ванина) – В ближайшее время жизнь южноуральских студентов может сильно измениться: хорошо учиться придётся весь год, так как «пятёрка» за экзамен и «ничего неделание» весь год окажутся не совместимы. Все эти изменения принесёт внедрение кредитно-модульной системы обучения, являющейся одним из главных требований реализации Болонских соглашений.

Напомним, болонский процесс, стартовавший в 1998 году, направлен на создание единой зоны европейского высшего образования. Для этого, страны, включившиеся в процесс, унифицируют свою систему образования, вводя три «болонских кита»: признание квалификации по уровням подготовки – бакалавриат, магистратура и доктарантура; введение кредитно-модульной системы обучения и выдачу диплома европейского образца .

Как передаёт корреспондент «Нового Региона», наиболее сложным и противоречивым из трёх перечисленных пунктов является кредитно-модульная система образования, которая диаметрально противоположна германской, и основанной на ней российской системе образования, но полностью совпадает с американской схемой. Дело в том, что кредитно-модульная система вводит понятие кредита – своеобразной зачётной единицы. Другими словами, кредит – это своего рода зачёт, который включает в себя, как часы обучения, так и оценки, полученные в ходе этого обучения. Так, согласно болонской системе, 1 кредит равен 30 часам обучения какому-либо предмету плюс сдаче экзамена по этому предмету. За год студент должен набрать около 60 кредитов, то есть должен проучиться 1 тысячу 800 академических часов и успешно сдать зачёты и экзамены. Плохая учёба в течение полугода и успешный экзамен в конце семестра (как это нередко бывает в России) в данном случае могут быть несовместимы, так как ряд вузов включают в кредиты не только количество прослушанных часов и оценку за экзамен, но и активность работы на семинаре в течение всего полугода. Так, например, происходит в Российском университете дружбы народов (РУДН), активно внедряющем болонскую систему. Университет ввёл многобалльную систему оценки. Здесь студента оценивают в течение всего семестра, и он набирает определённое число баллов, которые затем превращаются в кредиты. Так, если в течение семестра студент получает большое число баллов, ему ставится «автомат», если же он не набирает необходимое число баллов (или набирает баллы равные оценке «2»), то его отчисляют из вуза, не дожидаясь сессии. Такая система, по мнению руководства университета, упраздняет необходимость в зачётах и экзаменах, и нацеливает студента на получение каждодневного результата. Вкратце познакомивший южноуральцев с этой схемой учебного процесса первый проректор РУДН Александр Ефремов заявил, что «время, когда от сессии до сессии живут студенты весело, у нас прошло».

Кстати, в РУДН действует институт фьюжеров, специалистов, главная задача которых – отслеживать успеваемость студентов. На контроле у такого фьюжера стоит 200-300 человек, если он видит, что студент учиться плохо, то фьюжер даёт сигнал. Студента немедленно приглашают на разговор, если это не помогает, вызывают его родителей или посольство (если он иностранец), и если ситуация не меняется учащегося – отчисляют.

Такая жёсткая схема обучения, основанная на реализации болонских соглашений, по мнению Ефремова, меняет психику студентов. Одним из результатов этих изменений, по его словам, является, то, что из РУДН выходят «известном смысле законопослушные граждане, так они привыкли жить в системе жёсткого исполнения законов».

Отметим, что пока единого мнения в отношении болонской системы в России нет. Так, союз ректоров России не поддержал болонский процесс. Особенно критическую позицию занял ректор МГУ.

В целом система вызывает ряд вопросов, среди которых, как это не парадоксально, нравственные аспекты обучения направленного на достижение каждодневного результата. Безусловно, такое обучение даёт первоклассных специалистов, но какие это будут люди – на этот вопрос болонский процесс не отвечает. Как отмечал русский писатель Иван Гончаров, в университетских стенах закладывается не только программа будущей профессиональной жизни, но зарождается мировоззрение, и формируются основы нравственной позиции.