персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Партнеры и реклама:

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  Экономика  Столичная утопия: через 16 лет Москва станет «городом-садом» без проблем с жильем

 Экономика:

Столичная утопия: через 16 лет Москва станет «городом-садом» без проблем с жильем

Столичная утопия: через 16 лет Москва станет «городом-садом» без проблем с жильем 22.05.09

Москва, Май 22 (Новый Регион, Алексей Усов) – За 16 лет Москва может превратиться в удобный для жизни город со спокойным дорожным движением, обилием парков, музеев и детских садов, почти без бедных и почти без проблем с жильем. Так считают авторы «Стратегии развития города Москвы до 2025 года», которую представили столичному правительству. Но если развитие будет идти по текущим планам мэрии, то к 2025 году может увеличиться и без того большой разрыв в доходах богатейших и беднейших москвичей, повыситься плотность населения и вырасти социальная напряженность.

Авторы «Стратегии развития города Москвы до 2025 года» из Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН), предполагают, что к этому сроку среднестатистический москвич будет добираться до работы за 40 минут, против нынешних 70, и сможет за три года накопить на собственную квартиру.

Чтобы показатели не стали очередной утопией, нужно очень многое поменять в развитии мегаполиса, полагают авторы: если Москва будет развиваться в полном соответствии с нынешними планами мэрии, то к 2025 году может увеличиться и без того большой разрыв в доходах богатейших и беднейших москвичей, повыситься плотность населения и вырасти социальная напряженность. Впрочем, и сам представленный на заседании комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству проект стратегии вызвал ряд претензий, пишет GZT.ru.

Стратегия – это не программа, не набор однозначно сформулированных конкретных шагов, которые предстоит реализовать столичному руководству. Похожий документ есть у многих западных мегаполисов, у Лондона например. Стратегия всегда дополняется планом конкретных мероприятий по ее воплощению в жизнь. Разработать такую же программу для Москвы еще только предстоит. Часть того, что предлагает стратегия, практически совпадает с целями отдельных городских программ, а часть – в корне отличается. Даже с актуализируемым сейчас генпланом развития Москвы до 2025 года есть существенные несовпадения.

К обсуждаемому сейчас генплану до 2025 года эксперты Общественной палаты предъявили в том числе серьезные претензии из-за его несогласованности с планами развития Московской области. Так, например, не удалось проложить дополнительную дорогу в поселок Северный, которую пришлось бы вести по областной земле. По мнению разработчиков стратегии, многие московские проблемы, и прежде всего жилищные, можно решить как раз за счет взаимодействия с Подмосковьем.

Согласно целевым показателям, которые содержатся в проекте стратегии, к 2025 году на среднестатистического москвича будет приходиться по 30 кв. м жилья (сейчас – менее 20 кв. м). Но найти резервы для такого расширения в административных границах города, полагают разработчики, будет невозможно.

Между тем население в прилегающих к столице городах, таких как Химки, Королев или Балашиха, растет последние годы быстрее, чем в Москве. Там оседают многие работающие в столице мигранты, туда же переезжают, чтобы улучшить жилищные условия, небогатые москвичи. Но любые попытки отправить столичных очередников в соседний регион наталкиваются на сопротивление и возмущение с их стороны. Неудивительно: отправленные в Подмосковье москвичи тут же лишатся столичных льгот и надбавок, а до работы будут добираться как минимум часа полтора.

Поэтому авторы стратегии предлагают комплексное решение: строить в области целые города-спутники с рабочими местами и, что не менее важно, полным набором московских социальных гарантий для местных жителей. Соединять новоявленные спутники с «метрополией» будут по этому плану специально построенные автобаны и линии железной дороги со скоростными поездами.

Оценки стоимости таких проектов и расчетов, хватит ли на них бюджетных денег и частных инвестиций, в документе нет. Но еще год назад в Подмосковье было несколько проектов частных городов-спутников (например, Евразия-Сити возле Домодедово). Сейчас все они заморожены из-за кризиса.

Не совсем пока понятно и то, как быть со столичными социальными гарантиями в городах-спутниках. Когда около года назад мэр Москвы Юрий Лужков предложил строительство таких поселений, в ответ губернатор области Борис Громов заявил, что ни о каких московских пенсиях и льготах в подмосковных городах-спутниках не может быть и речи.

Тем временем новые поселения будут расти и множиться, размышляют авторы стратегии: переезжающие в них москвичи получат ипотечные кредиты по льготным ставкам. В области начнут формироваться научно-производственные и образовательные центры. В Подмосковье переедут некоторые столичные вузы вместе со студенческими городками.

Дышать легче в столице будет и потому, что в мегаполисе к 2025 году станет меньше людей: вместо нынешних 10,4 млн москвичей (авторы программы пользуются официальной статистикой, не учитывающей живущих в городе нелегалов) – только 9 млн человек. 2,6 млн москвичей поселятся в городах-спутниках.

А кроме того, полагают авторы стратегии, более чем на 1 млн снизится количество работающих в столице мигрантов. Сделать это предлагается с помощью как экономических, так и административных мер.

Реорганизованные производства, полагают разработчики, будут требовать куда меньше неквалифицированной рабочей силы. Кроме того, в соответствии со стратегией развития города будут установлено лицензирование для нанимающих мигрантов работодателей. Нужных же для Москвы специалистов будут набирать в других регионах и за рубежом целевым способом (кстати, попытки целевой вербовки гастарбайтеров столичные власти уже предпринимали, но абсолютно безуспешно).