персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Партнеры и реклама:

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  Здоровье  «Такого ужаса флот еще не знал» – почему погибли люди на «Нерпе»? (ВЕРСИИ)

 Здоровье:

«Такого ужаса флот еще не знал» – почему погибли люди на «Нерпе»? (ВЕРСИИ)

«Такого ужаса флот еще не знал» – почему погибли люди на «Нерпе»? (ВЕРСИИ) 10.11.08

Москва – Владивосток – Комсомольск-на-Амуре, Ноябрь 10 (Новый Регион, Ольга Панфилова) – Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев в понедельник отверг человеческий фактор как возможную причину аварии на атомной подводной лодке «Нерпа», в результате которой погибли 20 человек и 21 пострадал. По словам главы края, «предварительное расследование показывает, что каких-то действий со стороны экипажа не было». «Так называемый человеческий фактор, не обнаружен», – цитирует губернатора «Интерфакс».

Согласно предварительной официальной версии, причиной трагедии стало несанкционированное срабатывание системы пожаротушения – в два носовых отсека АПЛ начал поступать газ фреон. В итоге задохнулись 20 человек – 3 военнослужащих и 17гражданских лиц. Военно-следственное управление Следственного комитета на ТОФ возбудило уголовное дело по ст. 352 УК РФ (нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерь более двух лиц).

Между тем эксперты-подводники, опрошенные «Газетой.Ru», исключают возможность технической неисправности на «Нерпе» и основной причиной аварии считают человеческий фактор. По их словам, «все, что можно испытать, испытывается еще на заводе, а после этого на пирсе, потом возле пирса, над водой, а после этого уже пробуются ходовые качества и живучесть под водой».

По данным пресс-службы Тихоокеанского флота (ТОФ) РФ, всего на подлодке находилось 208 человек, из них 81 – военнослужащие, экипаж лодки. Остальные – члены сдаточной комиссии, сотрудники Амурского судостроительного завода, на котором изготавливали субмарину, и контрагенты других предприятий, где собирали различные датчики и приборы для подлодки.

Однако эксперты из ТОФ РФ предположили, что на «Нерпе» могло быть не 200 человек, а около 500. Согласно штатному расписанию, на лодке может находиться 73 моряка. Не исключено, что при троекратном превышении этого показателя людям просто могло не хватить портативных дыхательных аппарата (ПДА) – их количество, как правило, рассчитывается только на экипаж, но не на гражданских лиц, пишет издание.

«В момент испытаний на подводной лодке только военного экипажа и гражданских около 270 человек, плюс еще контрагенты», – пояснил «Газете.Ru» один из подводников на условиях анонимности. Как правило, это люди «абсолютно не обученные нахождению на подводной лодке», отметил собеседник издания. «Они знают только, как чинить прибор, который собрали на их заводе. На подлодках никто из них никогда не был, но они все туда рвутся, поскольку за это существенно доплачивают. Не исключено, что ЧП случилось из-за них», – предположил один из экспертов. Он сказал, что в момент испытаний на подводных лодках «творится полный бардак» и «находится очень много спирта для протирки оборудования».

«На испытаниях контрагенты часто очень много пьют. Они всегда это делали. Вполне возможно, что кто-то из них взял и закурил прямо в отсеке, отчего и сработала система пожаротушения, и в отсек пошел фреон. А кто-то, напившись, спал прямо в отсеке и в три утра не сообразил, что происходит», – считает эксперт.

«Для меня как для командира лодки ходовые испытания всегда были тихим ужасом. На лодке, кроме военных, находилась сдаточная команда – гражданские люди, которые по идее должны были пройти курсы подготовки. Однако чаще всего дело ограничивалось формальным инструктажем», – признался «Коммерсанту» руководитель петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин.

На форуме российских подводников активно обсуждают возможные причины трагедии и не исключают, что трагедия могла произойти из-за человеческого фактора.

«Чьи-то шаловливые руки отрубить бы … Автоматика сама по себе огнегаситель не подаст, для этого необходимы некоторые манипуляции на ЦПУ», – пишет Bizan.

«Перед выходом в полигон на ходовые набили в лодку народу как сельдей в бочку. Дизелисты, электрики. Давай, давай ... Сдача горит. И наверняка – кто-то ручки не туда сунул», – вторит ему Ben.

«Думаю, подали ЛОХ (лодочная объемная химическая система пожаротушения) в отсек. На втором поколении субмарин сделать это можно было только вручную. На третьем «умники», скорее всего, сделали автомат. Думаю, понять народ не успел – вот и не успел врубиться в ПДАшки», – пишет KTG.

«Картинка складывается страшненькая:

– гражданских куча. Они не обучены. Были ли на всех ПДУ и ИДА? – сомневаюсь.

– спасти могло только включение в ШДА или ИДА – хрен найдешь в такой толпе СВОЙ и успеешь запустить. Я бы лично не сообразил в той ситуации, что делать – дело же одной минуты.

– страшненько, что откроет и , главное, что ОЗВУЧИТ следствие. – особенно будет интересно послушать тем, кто ходил и сам учил л.состав использованию станции ЛОХ, что значит термин «несанкционированная подача ЛОХ» ... – общее впечатление – что такого ужаса флот еще не знал...:(((», – отмечает КТG.

«Сдаточная команда, вообще-то, должна проходить подготовку, включающую использование спасательных средств. Не знаю, насколько строго этому следуют. На всех ПДА и ИДА, скорее всего не было – тройной комплект ведь должен быть!», – пишет Шнорхель.

В то же время, подводники не исключают версии, связанной со сбоем системы ЛОХ. Как пишет life.ru, на подлодке по настоянию индийских заказчиков установили новейшую автоматизированную систему пожаротушения. По словам специалиста, прибывшего в приморский город Большой Камень для расследования, «даже все инструкции все на английском языке, там хрен разберешься». «Но очень много необъяснимого, с чем надо разбираться. Почему сработала эта система, и почему именно так стал распределяться фреон – его пролилось больше, чем должно было», – отметил он.

Сбой в работе техники может объясняться недостаточной обкаткой комплекса управления системами корабля, пишет «Коммерсантъ». «Комплекс управления системами корабля существенно отличается от того, что устанавливался ранее на подлодках этого проекта. Возможно, системы не были отработаны и состыкованы должным образом перед выходом в море,– полагает источник издания в судостроительной отрасли

На российских подлодках решение о включении системы объемного пожаротушения ЛОХ принимает командир. «Если поступил сигнал о возгорании, но его источник неизвестен, то тогда используется фреон. Но приказ отдает командир. При этом весь экипаж предупреждается сигналом и должен воспользоваться средствами защиты. ПДА – находится у каждого при себе, но его хватает лишь на 10-15 минут. Но всегда есть на борту и другие средства безопасности, – рассказал изданию специалист.

Но на «Нерпе» система сработала сама, и ее уже сложно было контролировать.

По словам одного из опытных подводников, прошедшего десятки лет службы на подлодках, того же типа, к которому относится «Нерпа», эта система «просто напичкана электроникой. Ведь ее делали для Индии, по их заказу, – поэтому и встроили туда много современных технологий. А кто их знает, что там у них в их системах...».

Как сообщил «Интерфаксу» один из инженеров судостроительного завода «Звезда», неполадки в системе пожаротушения аварийной атомной подводной лодки фиксировались не в первый раз. «Летом этого года во время подготовки лодки к ходовым испытаниям уже происходила нештатная ситуация с автоматической системой пожаротушения. Инженеры сдаточной комиссии тогда устранили неполадки», – рассказал он, не уточнив, что именно тогда стало причиной нештатной ситуации на лодке. В то же время инженер завода предположил, что причинами случившегося в Японском море 8 ноября ЧП мог стать «человеческий фактор».

Между тем авторы форума не исключают, что на подлодке мог быть пожар. «Может все же какой пожар был?», – вопрошает Simm.