персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Партнеры и реклама:

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  В мире  Косово – самый спорный из балканских прецедентов

 В мире:

Косово – самый спорный из балканских прецедентов

Косово – самый спорный из балканских прецедентов 23.02.08

Тирасполь – Лондон, Февраль 23 (Новый Регион, Эрнест Варданян) – Косово будет оставаться прецедентом столько времени, сколько его будут считать таковым различные политические игроки, будь то в Абхазии, Приднестровье, на Северном Кипре, в России или даже Республике Молдова.

Такое мнение в аналитической статье, направленной в редакцию «Нового Региона», выразил молдавский политолог, эксперт лондонского Европейского совета по внешним связям Нику Попеску. По его мнению, для других политических игроков на международной арене Косово не является прецедентом.

В подобных ситуациях, уверен он, «не существует абсолютной истины, поэтому одни правительства считают, что провозглашение независимости Косово является прецедентом, другие же так не думают». Попеску полагает, что споры могут продолжаться годами, и предлагает использовать аргументы, которые могли бы ограничить применимость этого случая.

Так, эксперт из Лондона указывает четыре типа балканских прецедентов: 1. Силовое воссоединение страны международным сообществом в рамках конфедеративного устройства (Босния и Герцеговина). 2. Решение конфликта путем децентрализации, но при сохранении унитарного государства (Македония). 3. Отделение республики с согласия центральных властей (Черногория с согласия Сербии). 4. Одностороннее отделение без согласия «метрополии» (Косово).

Таким образом, пишет политолог, Косово – это всего лишь один из четырех случаев. «И ответ на вопрос, почему Приднестровье или Абхазия должны воспользоваться именно четвертым вариантом, а не первым, вторым или третьим, вызывает долгую дискуссию без определенного итога», – подчеркивает он.

Говоря далее о косовском вопросе, Нику Попеску отмечает, что этот регион стремится к независимости в качестве международного протектората, управление которым в настоящее время фактически переходит от ООН к Евросоюзу, к тому же в присутствии войск НАТО.

В связи с этим молдавский эксперт предлагает перенести опыт Косово на постсоветские конфликты и задается вопросом, готова ли, в частности, Россия «принять статус международного протектората для Абхазии или согласиться на присутствие войск Североатлантического альянса в Южной Осетии или Приднестровье, пусть и наряду с российским контингентом?»

Кроме того, пишет он, «готово ли Приднестровье оказаться под управлением Европейского Союза или ООН на период в 8-10 лет, перед тем как перейти к обсуждению того, получит ли оно независимость или нет?»

С другой стороны, политолог напоминает, что большинство населения Косово составляли и составляют албанцы, которые подвергались этническим чисткам со стороны центральных сербских властей. Схожая демографическая ситуация была в Нагорном Карабахе, однако в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье была совершенно иная картина.

В ПМР и Южной Осетии, уточняет Попеску, «не было никаких намерений проведения этнических чисток, в обоих конфликтах погибло примерно по 1 тысяче человек». В то же время в Абхазии грузины, составлявшие до конфликта 48% населения против 18% абхазов, стали главными жертвами этнических чисток, а всего в той войне погибли около 10 тыс. человек.

Возвращаясь к Косово, эксперт отмечает спекулятивный характер заявлений о воздействии этого прецедента, к примеру, на европейские страны или Канаду. Все эти утверждения, уверен автор аналитического материала, «производят сильный пропагандистский эффект, но весьма далеки от реальности».

Так, в случае Северной Ирландии, Шотландии и Квебека предусматривается, что британские и канадские власти согласятся на отделение, если за это выскажется большинство жителей провинций. Однако такое большинство не набирается. Например, в Квебеке на двух референдумах идея независимости была отвергнута. Нет таких настроений и в испанской Каталонии, отмечает Попеску.

В случае Бельгии возможность раскола в целом допускается (но необязательно приветствуется) обеими общинами, хотя фламандское большинство явственно намеревается отделиться от валлонского меньшинства.

В то же время, пишет молдавский политолог, есть вероятность того, что Косово станет «полупризнанным» государством по образцу Тайваня. Однако в таком случае Приштина не представит ничего нового, а лишь подтвердит «тайванский прецедент».

Попеску продолжает в аналитической статье, что понятие «косовский прецедент» на самом деле включает в себя целый ряд прецедентов, многие из которых неприемлемы для России или непризнанных республик на постсоветском пространстве.

С другой стороны, дискуссия на эту тему имеет нюансы, о которых Россия или «мятежные» республики не имеют представления, уверен политолог. «Молдавия или Грузия могут использовать многие из элементов косовского прецедента в своих интересах», – пишет в заключение Нику Попеску.