персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Партнеры и реклама:

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  Политика  Парламент после долгих дебатов принял в первом чтении проекта Кодекса об образовании

 Политика:

Парламент после долгих дебатов принял в первом чтении проекта Кодекса об образовании

Парламент после долгих дебатов принял в первом чтении проекта Кодекса об образовании 29.11.08

Кишинев, Ноябрь 29 (Новый Регион, Алексей Каноник) – После почти четырехчасовых дебатов парламент принял в пятницу, 28 ноября, в первом чтении проект Кодекса об образовании, который должен заменить Закон об образовании 1995 года. Проект поддержали только депутаты фракции Партии коммунистов Республики Молдова, остальные парламентарии выдвинули замечания и дополнения.

Как передает Info-Prim Neo, министр просвещения и молодежи Лариса Шавга заявила, что новый кодекс целесообразен, поскольку действующий закон устарел и необходимо приводить национальную систему образования в соответствие с европейскими стандартами.

«Впервые с момента провозглашения независимости страны четко определена образовательная доктрина Республики Молдова, которая провозглашает образование национальным приоритетом», – заявила министр.

Среди новшеств проекта – учреждение Национального регистра образования, который станет информационной базой в области сети учебных заведений, коллективов учащихся, студентов и педагогов, учебных документов. По словам министра, это позволит обеспечить транспарентность системы и сократить уровень коррупции в образовании.

Кроме того, предусмотрено создание нового учреждения – Национального центра по реформам и признанию, который будет обеспечивать международное признание учебы и сопоставлять учебу за рубежом, и Агентство обеспечения качества, которое будет обеспечивать аккредитацию средних учебных заведений.

Назвав проект «оптимальной законодательной базой для системы образования», депутаты-коммунисты выдвинули несколько предложений. Ева Гудумак заявила, что уровень финансирования системы образования должен быть не ниже 7% от ВВП, а не до 7%, как это предусмотрено в проекте.

Выпускники профессиональных школ должны иметь доступ к высшему образованию, аккредитация заведений должна осуществляться, начиная с лицейского образование, а оценка школьной успеваемости в начальных классах должна осуществляться на основе определений, причем в первом классе должно быть исключено определение «неудовлетворительно», подчеркнула парламентарий.

Фракция Альянса «Наша Молдавия» (АНМ) предлагает, чтобы доля финансирования системы образования была не ниже 10% от ВВП, средняя зарплата в этой сфере – не ниже средней зарплаты в экономики, а статус педагогов был уравнен со статусом государственных служащих.

«За последние годы доля финансирования образования в ВВП составляет 8%, и при этом отрасль переживает не лучшие времена, средняя зарплата в образовании на 60% ниже среднего показателя по стране, а власть выступает с циничным предложением отчислять на финансирование системы образования 7% от ВВП. Ситуация становится тем абсурднее, что президент страны обещает повысить зарплату в образовании до уровня средней зарплаты, а в Кодексе об образовании этого совсем не предусмотрено, равно как не оговорено это и в бюджете», – сказал депутат АНМ Анатолий Ончану.

Фракция Демократической партии объявила, что выдвинет более 50 дополнений к проекту Кодекса об образовании, а если они не будут приняты, не будет поддерживать документ. «Проект кодекса в соответствующей форме – это дискриминация», – подчеркнул депутат ДП Дмитрий Иванов.

Согласно проекту, педагог не вправе заниматься пропагандой шовинизма, национализма, политической, религиозной, военной пропагандой. «Какие органы или подразделения способны определить, что слова учителя – это шовинизм или национализм? Если он скажет, что говорит на румынском, – это будет шовинизмом?», – задал вопрос Иванов.

Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) предложила, чтобы финансирование составляло не менее 10-14% от ВВП, изменить систему оценок успеваемости и предоставить городским педагогам те же социальные гарантии, что и учителям в сельской местности.

«Проект предусматривает систему оценок от 1 до 10, что мы считаем несоответствующей нормой, поскольку характеристика «пятерки» как проходного балла сводит систему оценку знаний к оценкам от 5 до 10. Вместе с тем, эта система дискриминирующая и внушает учащимся недоверие в собственные силы, является базой для коррупции и протекционизма», – отметила депутат ХДНП Евгения Стырча.

Депутат парламентской группы социал-демократов Иван Банарь предложил, чтобы в последующие 2 года финансирование образования составляло 10-11 процентов от ВВП, пока положение дел в системе не улучшится, после чего финансирование образования можно постепенно начать уменьшать.

Независимый депутат, председатель Либерал-демократической партии (ЛДПМ) Влад Филат отметил, что в проекте четко не определено, будет ли высшее образование в государственных вузах бесплатным, как заявлял ранее президент страны.

«Это заявления, которые не обеспечены ни в правовом, ни в практическом аспектах. Если все же это произойдет, интересно, какой ценой. Ценой ограничения доступа молодежи к высшему образованию? Аргумент о том, что у нас много специалистов в определенных областях, – не адекватный. Граждане Республики Молдова имеют право учиться», – подчеркнул Филат.

Проект Кодекса об образовании был разработан по инициативе президента Владимира Воронина министерством просвещения и молодежи после консультаций с академическими и педагогическими кругами. Проект должен быть принят в окончательном чтении до конца года.