Главная  Наука  Космические аппараты резко увеличивают скорость, пролетая у Земли

Космические аппараты резко увеличивают скорость, пролетая у Земли

Космические аппараты резко увеличивают скорость, пролетая у Земли 03.03.08

Бостон, Март 03 (Новый Регион, Всеволод Ягужинский) – Астрономы обнаружили, что четыре космических аппарата при пролете около Земли демонстрировали аномальное изменение скорости (подобное аномалии «Пионера»), сообщает портал Space.com со ссылкой на статью, которая появится в одном из следующих номеров журнала Physical Review Letters.

Аномалия «Пионера» была впервые обнаружена около десяти лет назад, когда оказалось, что аппараты «Пионер-10» и «Пионер-11», оказавшись во внешней части Солнечной системы, получали не предсказанное расчетами ускорение, направленное в сторону Солнца.

Для объяснения этого явление было предложено множество причин: от утечки горючего из топливных баков до необходимости изменить теорию гравитации, но ни одно пока не получило широкое признание, пишет Лента.ру.

Астроном Джон Андерсон (один из первооткрывателей аномалии «Пионера») и его коллеги из Лаборатории реактивного движения NASA занялись подробным изучением другой недавно обнаруженной ими аномалии: при выполнении гравитационных маневров вблизи планет космические аппараты также получают небольшую дополнительную кинетическую энергию по сравнению с расчетной.

Группа Андерсона проанализировала данные о движении пяти космических аппаратов: «Галилео» (миссия к Юпитеру, Space.com пишет о двух аппаратах – «Галилео-1» и «Галилео-2», однако о существовании «Галилео-2» нет данных), NEAR (к астероиду Эрос), «Розетты» (к комете Чурюмова-Герасименко), «Кассини» (к Сатурну), «Мессенджер» (к Меркурию).

Все эти аппараты в разное время выполняли около Земли маневр, используя ее гравитационное поле либо для того, чтобы получить энергию и ускориться, либо чтобы отдать ее и притормозить.

Оказалось, что почти у всех аппаратов получаемое ускорение отличалось от расчетного. Исключение составил «Мессенджер». Он приблизился к Земле примерно на уровне 31 градуса северной широты и отдалился от нее примерно на уровне 32 градуса южной широты. За счет такой симметрии относительно экватора общее изменение его скорости было очень небольшим, возможно, именно поэтому отклонений обнаружить не удалось.

У прочих аппаратов траектории не были симметричными относительно экватора, изменение скорости было больше, и были зафиксированы отклонения. Так, например, скорость зонда NEAR при удалении от Земли была на 13 миллиметров в секунду больше, чем ожидалось (точность измерений составляла 0,1 миллиметра в секунду).

Андерсон предполагает, что «околопланетная» аномалия и аномалия «Пионеров» имеют общую природу. Эти два явления похожи – «Пионеры» демонстрируют аномалии на орбите вокруг Солнца, прочие аппараты – на орбите вокруг Земли (ранее подобный эффект был зафиксирован и для других планет) – вероятно, они объясняются сходными механизмами, однако какими – пока не известно.

Исследователи намереваются собирать новые данные, в частности, вести измерения во время следующего приближения «Розетты» к Земле 13 ноября 2008 года.