персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Оставить отзыв

Партнеры и реклама:

Если вы заинтересованы в размещении рекламы — напишите нам через форму обратной связи

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  Технологии  Россия начинает строительство авианесущих крейсеров

 Технологии:

Россия начинает строительство авианесущих крейсеров

Россия начинает строительство авианесущих крейсеров 14.10.08

Москва, Октябрь 14 (Новый Регион, Алексей Усов) – Верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев дал задание министру обороны Анатолию Сердюкову в ближайшее время приступить к строительству авианесущих крейсеров. В планах Минобороны спустить со стапелей первый корабль к 2013-2015 году. Единственный российский авианесущий крейсер был построен еще в 1985 году. В 90-е годы были разобраны 2 недостроенных авианосца и списаны «по старости» еще 4 судна.

Авианесущий крейсер будущего должен быть универсален – с одной стороны, по техническому уровню не отставать от американских авианосцев, а с другой стороны, уметь постоять за себя. То есть не просто быть плавучим аэродромом, но и иметь ударное вооружение и средства самообороны. И, бесспорно, обладать атомной энергетической установкой, пишет газета «Известия».

Авианесущий крейсер – не авианосец в американском понимании этого слова. У них это прежде всего плавучий аэродром. У нас тот же «Адмирал Кузнецов» называется «крейсер с авиационным вооружением». Как это ни парадоксально, но главное средство ведения морского боя на «Кузнецове» – не самолеты, а крылатые ракеты большой дальности «Гранит». Их шахты спрятаны прямо под взлетной палубой корабля. Кроме того, на крейсере есть еще и достаточно мощная система ПВО, позволяющая ему действовать вполне автономно.

Отчего такое различие? По одной из легенд, адмирал Сергей Горшков, которого считают родоначальником советского военно-морского флота, не хотел хоть в чем-нибудь уподоблять советские корабли американским. Авианосцы в то время назывались не иначе как «орудие мирового империализма». Если бы проектировщики назвали в те годы тяжелый авианесущий крейсер «авианосцем», то партийное руководство могло бы сгоряча и лишить проект финансирования. Допустить этого адмирал не мог. Как вспоминают его сослуживцы, Горшков личным решением ввел новый для отечественного военно-морского флота класс кораблей – «авианесущий крейсер». Получив двойное название, он получил и двойные функции: был и взлетной площадкой, и одновременно кораблем сопровождения для авиакрыла.

После распада СССР на авианесущие крейсеры не хватало ни сил, ни средств. О необходимости возрождения авианосного флота заговорили лишь недавно. Например, главком ВМФ Владимир Высоцкий даже заявил, что России нужно как минимум шесть таких кораблей – по три для Северного и Тихоокеанского флотов. Причем не просто авианосцев в сегодняшнем понимании этого слова, а морских авианосных систем, включающих в себя корабли сопровождения и военные космические спутники.

Госпрограмма вооружений до 2015 года ставит модернизацию флота на один уровень с развитием стратегических ядерных сил сдерживания. То есть это – безусловный приоритет. Из 4,9 трлн рублей, в целом выделяемых на перевооружение армии, 25% должны пойти на обновление корабельного состава ВМФ. К 2010 году в России планируется в полтора раза увеличить объемы строительства военных кораблей. Впервые за 15 лет флот заложил целую серию из 40 фрегатов. О средствах на авианосцы до сих пор речи не шло.

Одна из проблем в том, что сейчас их попросту негде строить. Хотя еще до того, как Медведев объявил о необходимости возрождения авианесущего флота, в Северодвинске начали возводить плавучий док, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн. На док планируется потратить около $500 млн бюджетных средств. Этот док сможет выпускать и танкеры, и сухогрузы, и, видимо, только с его помощью можно будет приступить к созданию новых авианесущих крейсеров.

Проект таких крейсеров разрабатывается с 2005 года. По словам моряков, длина авианесущих крейсеров составляет не менее 100 метров, а на борту должно быть место для размещения от 30 до 40 летательных аппаратов. Стоимость одного авианосца – около $2 млрд.

К началу 80-х годов в СССР было 4 авианесущих крейсера типа «Баку». На каждом из них базировалось до 34 летательных аппаратов: 18 противолодочных вертолетов Ка-25 и Ка-27, 16 истребителей с вертикальным взлетом Як-38. Параллельно с ними было начато строительство авианесущих крейсеров проекта 1143.6 с нормальной, прямой палубой, позволявшей разместить на кораблях истребители Су-33. Однако к моменту развала СССР в строй успели ввести только один – «Адмирал Кузнецов». Построенный на 70% крейсер «Варяг» был порезан на «иголки»; так же поступили и с атомным авианесущим крейсером «Ульяновск». Судьба 4 кораблей «Баку» еще печальнее. Для них «забыли» создать причалы. В результате корабли постоянно находились на рейде, вырабатывая ресурс, и в итоге были списаны по рано наступившей «старости».