персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Партнеры и реклама:

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  Экономика  Экспертиза «Нового Региона»: кампания по удвоению пузырей

 Экономика:

Экспертиза «Нового Региона»: кампания по удвоению пузырей

Экспертиза «Нового Региона»: кампания по удвоению пузырей 23.10.08

Челябинск, Октябрь 23 (Новый Регион) – Южноуральские власти предпринимают активные меры по разрешению «некоторых проблем» в областной экономике в связи с мировым кризисом. Правда, еще 2 недели назад было принято делать вид, что ничего существенного не происходит. Так, на заседании «Промасс» 7 октября представители областного правительства и деловых кругов дружно отмечали, что «в России и в Челябинской области нет фундаментальных оснований для кризиса, и повода бить тревогу тоже нет». Спустя неделю поводов и оснований стало достаточно, чтобы создать рабочую группу, которая занялась разработкой антикризисных мер. Тем не менее, как становится понятно по мере обнародования информации, пакет мер для обуздания финансово-хозяйственных проблем грозит загнать южноуральскую экономику в еще большую яму. Так что, возможно, оптимистическая близорукость была бы наименьшим злом в сравнении с деятельным дилетантизмом чиновников. Ситуацию комментирует эксперт фонда «Реалити» Андрей Воронов:

«И федеральные, и вслед за ними южноуральские власти усматривают первопричины экономического упадка в некой финансовой эпидемии, перекинувшейся к нам из-за океана. Нынче становится модно списывать любые болячки на инородные воздействия. Между тем, отечественные проблемы, вне зависимости от того, что стало для них спусковым крючком, имеют отличную природу от стагнации мировых рынков. Там мы видим кризис доверия спекулятивного капитала, здесь – кризис неумеренного бюджетирования. Та часть российской экономики, которая прочно интегрирована в глобальную (нефть, газ, металлы) испытывает воздействие факторов общемирового спада, но помимо этого на них накладываются кризисные явления, характерные исключительно для российской экономики. Мощные вливания государственных средств, которые, будучи не способны быть переваренными хозяйственным организмом страны, приводят к высокой инфляции, деформации рынков и низкой производительности труда.

Помните, за пару лет до президентских выборов по нарастающей шли разговоры о необходимости инвестирования инфраструктурных проектов за счет бюджетного профицита. Тогда «либеральным финансистам» из правительства доставалось за то, что они размещают избыточную денежную массу в зарубежных финансовых институтах, а не вкладывают средства в национальную экономику. Последние парировали, что вложения в низкорентабельные проекты, также как и неумеренные бюджетные траты, приведут к всплеску инфляции, а вовсе не к взлету промышленного производства. По мере возобладания политических мотивов над экономической целесообразностью печать с запасников была сорвана, и финансовые средства потекли свободным потоком. Сначала в национальные проекты, потом в субсидирование социальной сферы, а дальше во всевозможные госкорпорации и прочие «социально-ориентированные» чиновничьи программы.

Стоит ли удивляться, что инфляция уверенно устремилась вверх с 8% до 13%, а показатель потребительской инфляции и вовсе перемахнул отметку в 25%? Разве нужно озадачиваться тем, что увеличение средней заработной платы не соответствует росту производительности труда? Ведь предупреждали, не так ли? При такой системе экономики деньги не столько зарабатываются, сколько оприходуются. При этом обеспечивать общеэкономический рост возможно только со всевозрастающей степенью государственных расходов. Пока сырьевые отрасли позволяли стимулирующие траты, показатели росли. Нынче, несмотря на все «подушки безопасности», прогнозировать прежнюю динамику может только «отъявленный» оптимист.

Итак, мы оказались зажаты между Сциллой и Харибдой – мировым спадом и неэффективностью национальной экономики. Очевидно, настало время для принятия обдуманной программы действий, чтобы, с одной стороны, нивелировать минусы финансового кризиса, выраженные в нехватке кредитных средств, с другой, – не спустить государственные резервы в погоне за иллюзорным экономическим ростом. И здесь, так уж получается, на сцену выходят мыслители из южноуральского правительства с планом общенационального спасения. Что же они предлагают?

Вы будете смеяться, но все то же самое – увеличить бюджетные траты! Гордиев узел разрублен одним махом: федеральное правительство должно в это трудное время профинансировать внутренний СПРОС! Не больше, не меньше. По этому алгоритму предлагается действовать во всех направлениях. Трудности с ипотекой – закачаем бюджетные средства. Проблемы со сбытом в промышленности – проплатим крупные инфраструктурные проекты с тем, чтобы было куда поставлять продукцию. Ежели у кого на фондовом рынке упал курс акций, так мы пакет – другой на бюджетные средства прикупим. Доходит и до откровенного абсурда – предлагается создать госрезерв, в который за счет казны накупить металлов, а в будущем, когда конъюнктура выправится, все удачно и с прибылью распродать! Никого не волнует, что прописываемые функции государству сколь вредны, столь и бесполезны.

Если бы чиновники содержали экономику, а не наоборот, кормились с нее, все было бы ничего. Но пока мы живем в условиях общечеловеческой гравитации, предложить поддерживать хозяйство страны за счет бюджета, сиречь запустить вечный двигатель, – занятие безуспешное, хотя и привлекательное для отдельных пытливых умов.

Кроме того, подобные действия довольно быстро приведут к дисфункции рынка, когда конкурентные сегменты будут в ускоренном режиме замещаться государственным участием в виде монополий. Помимо ухудшения производительности, мы получим и снижение качества товаров и услуг, рост себестоимости и сужение номенклатуры. Более того, через некоторое время все финансовые потоки окажутся в руках чиновников, и уж тут мало не покажется никому. Прибавьте сюда дешевеющий рубль (а значит исчезающие вклады населения) и высокие темпы инфляции – мы имеем в сухом остатке маргинализацию населения – класс новых нищих со всеми вытекающими страшными последствиями. И это не отвлеченные фантазии, а более чем реальная угроза.

Последние 5 лет, прошедшие на фоне стабильной сырьевой конъюнктуры, политического безволия населения и разработки чудодейственных планов стабильности, создали устойчивую иллюзию непрекращающегося благоденствия. Благоденствия почти метафизического свойства: оно свалилось на нас, как бы, из ниоткуда. Оно не подвержено внешним влияниям. Оно не требует работы ума и рук, и, как говорят, будет только приумножаться. Достаточно верить и надеяться на лучшее, а светлый лик приложится сам собой. Но так, увы, не бывает. В своем умиротворении мы пока не замечаем, как на один отложенный и маскируемый болтовней кризис накладывается другой, от которого отмахнуться будет сложней. А чиновники, беззаветно припавшие к бюджетному соску, похоже, только и способны генерировать проекты по удвоению пузырей.