В мире:
25.08.08
Берлин, Август 25 (Новый Регион, Анфиса Шахова) – Современные ракетные пусковые установки, находящиеся на вооружении грузинской армии, могут стрелять кассетными бомбами, что представляет собой опасность для гражданского населения.
Они монтированы на грузовиках компании Mercedes-Benz. Это затрудняет доверие к Берлину, который позиционирует себя как форейтора в борьбе с кассетными бомбами, пишет немецкое издание Tagesspiegel (перевод Инопресса.ру).
Грузия импортирует современные многоствольные ракетные установки. Они размещаются на тяжелых вездеходных грузовиках компании Mercedes. При помощи этих установок может быть открыт огонь кассетными бомбами. Они давно вызывают много споров из-за того, что поражают как военные, так и гражданские цели – причем спустя долгое время после окончания войны.
В конце 2008 года должен быть подписан международный договор, запрещающий использование подобного оружия. Федеральное правительство позиционирует себя в арьергарде поборников введения запрета – а тут такая брешь в искренности намерений.
Это разозлит министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера. Он бы хотел, чтобы Германия стояла в арьергарде поборников международного запрета на использование кассетных бомб. Проект договора уже прошел обсуждение. Предполагалось, что в декабре состоится его подписание, а затем в скором времени и ратификация.
А теперь такое: грузинская армия импортирует с 2007 года современные многоствольные ракетные установки, при помощи которых может происходить запуск кассетных бомб. Первые 4 ракетные установки были поставлены в 2007 году. Другие должны были последовать в 2008-м. Тяжелые вездеходные грузовики, на которых размещают пусковые установки, произведены Mercedes-Benz.
На фотографиях, находящихся в распоряжении Tagesspiegel, видно, что ракетные пусковые установки монтированы на военной версии Mercedes Actros 3341. Грузовик, который особенно хорошо подходит для перемещений по труднопроходимой местности.
С гордостью компания указывает на то, что на грузовиках этой модели в Афганистан по проселочным дорогам была доставлена первая гуманитарная помощь. Грузовики, способные проходить в горах Гиндукуш, смогут это сделать и в горах Кавказа.
Происхождение ракетных пусковых установок – крайне щекотливый вопрос с точки зрения политики. На них нанесена аббревиатура LAR-160, что свидетельствует об их прибытии из Израиля. Там их производит Israel Military Industries (IMI). На каждом грузовике размещено по 2 контейнера для ракет по 13 ракет в каждом. В модели Mk-4, которая и была поставлена в Грузию, ракеты могут быть запущены на расстояние до 45 км.
Каждая ракета оснащена боеголовкой, которая может быть наполнена 104 кассетными бомбами, которые по одиночке падают на землю и могут поражать как полутвердые, так и мягкие цели. Например, людей. А в первом случае речь может идти о небронированном транспорте, например автомобилях.
Одной-единственной боеголовки достаточно для того, чтобы покрыть кассетными бомбами площадь до 31 тыс. кв. метров, а одного залпа хватит на 800 тыс. кв. метров. Кассетные бомбы, которые будут выпущены при помощи этих артиллерийских установок, снискали себе печальную славу.
Они применялись Великобританией во время войны в Персидском заливе в 2003 году и Израилем во время войны в Ливане в 2006 году. Кассетные бомбы типа M-85 весят около 300 г и наполнены 44 г такого высокоэффективного взрывного вещества, как гексоген. Их размер в диаметре составляет около 4,2 см. Поэтому заметить их сложно.
Можно оснастить их автоматическим механизмом самоликвидации, чтобы снизить опасность, которую представляют для мирного населения неразорвавшиеся снаряды. Менее 1% всех кассетных бомб этого типа после окончания войны могут представлять собой опасность – из-за этого аргумента бундесвер был вынужден закупать у компании Rheinmetall артиллерийские снаряды, которые содержали бы подобные боеприпасы.
Но теория одно, а практика – совсем другое. Армия США закончила испытания подобных бомб потому, что механизм самоликвидации функционировал не так хорошо, как было обещано. В прошлом году норвежский исследовательский институт по вопросам обороны выяснил, что около 10% подобных кассетных бомб при лабораторных испытаниях превратились в неразорвавшиеся бомбы.
Даже в идеальных условиях испытаний армией Норвегии не был достигнут результат по неразорвавшимся бомбам, который бы достигал менее 1%. Бундесвер в последнюю минуту заявил о своей готовности отказаться в будущем от этого типа бомб, устранив серьезное препятствие к принятию в Дублине в 2008 году проекта договора, запрещающего использование кассетных бомб, которые якобы саморазрушаются в 99% случаев.
IMI предлагает ракетные пусковые установки на базе грузовиков Mercedes на международных ярмарках вооружений – таких, как на FIDAE 2008 в Чили и Eurosatory 2008 во Франции. Грузия импортировала 4 пусковые установки. В 2008 году должны были быть импортированы другие.
Израиль продолжает продавать оружейные системы с кассетными бомбами, несмотря на то, что после войны в Ливане в 2006 году сам оказался объектом массированной критики. В последние дни войны израильская армия подвергла юг Ливана практически ковровой бомбардировке с использование кассетных бомб.
Эти бомбы представляли смертельную опасность для возвращающегося населения и привели к такому числу жертв, что их применение в итоге было расследовано даже в самом Израиле. Живущая за счет экспорта оборонная промышленность Израиля не смущается и продолжает предлагать свое оружие. Израиль не намерен присоединяться к договору о запрете на использование кассетных бомб.
Поставки в Грузию затрагивают вопрос о доверии федеральному правительству. В декабре ФРГ хочет войти в число первых государств, которые подпишут договор о запрете на использование кассетных бомб.
Глава внешнеполитического ведомства Германии Штайнмайер хочет подать «заметный сигнал» и убедить другие государства последовать за Германией. Даже в том случае, когда подобное вооружение в Грузию поставляет Израиль, это затрагивает и Германию. Израиль ведь не производит грузовиков Mercedes. Они закупаются у производителя. А его офис расположен в Штутгарте.
Экспорт тяжелых грузовиков Actros, даже если речь идет о вездеходных военных версиях, возможен и без одобрения государственных властей. И только если импортер находится в стране, на которую наложено эмбарго – например, в Сирии, нужно в некоторых случаях получать разрешение.
Юрген Грэслин, представитель критически настроенных акционеров Daimler, уже давно злится: «Когда речь заходит о тяжелых грузовиках и мощных дизельных двигателях, правительство часто поступает так, как будто продукция оборонной промышленности таковой не является, поскольку она может применяться и в мирных целях. Это несомненно способствует развитию внешней торговли, но не гарантирует ограничительного контроля за экспортом вооружений».