Общество:
09.10.08
Челябинск, Октябрь 09 (Новый Регион, Анна Ванина) – Челябинские исследователи развенчали ряд мифов по истории Челябинска. Новые данные были озвучены на открывшейся сегодня научной конференции «Природное и культурное наследие Урала».
Как передаёт корреспондент «Нового Региона», в ранней истории Челябинска, как, впрочем, и вообще в истории, существует множество мифов и легенд. Среди них дата основания города, время его заселения, появления в нём ярмарки, а также представления о составе населения. Вокруг даты основания Челябинска ведутся постоянные дискуссии: ряд учёных считают, что город образовался в конце ХVII века, другие – в первые годы ХVIII-го. Исследователь ранней истории Челябинска Гаяз Самигулов утверждает, что официальная дата – 1736 год вполне соответствует истине. Об этом, согласно его доводам, свидетельствуют многочисленные карты конца ХVII – начала ХVIIIвеков, на которых никакого поселения не значится вплоть до обозначенной даты. Вместо челябинской слободы на картах до 1736 года – лесистая местность.
Однако с другими традиционными датами Самигулов категорически не согласен. В первую очередь, это относится к периоду заселения челябинской крепости, который традиционно обозначается промежутком с 1738 по 1740-й год. По мнению учёного, Челябинск заселили гораздо быстрее – в считанные месяцы – с сентября до декабря 1736 года. Об этом, например, свидетельствует приказ, согласно которому, пожелавшие поселиться в Челябинске крестьяне должны сделать это за 10 дней. По данным учёного, эти сроки полностью выдерживались. Спешка, по мнению Самигулова, была обусловлена приближающейся зимой и ролью, которую должно было выполнять новое поселение. Оренбург в это время только строился, и чтобы привезти провиант в город, необходимо было преодолеть огромные расстояния – Челябинск на этом пути становился главным перевалочным пунктом. Здесь путники отдыхали и кормили своих лошадей. О чём, кстати, свидетельствуют и занятия первых жителей Челябы – казаков, часть из которых осенью 1736 года занимались строительством крепости, а другие косили сено для «транзитных» лошадей. В пользу того, что Челябинск засели очень быстро – в год его основания, говорит и тот факт, что уже на следующий год здесь решили построить церковь. Если бы переселение началось, как утверждают историки, позже: в 1738 году, – отмечает Самигулов, – кто бы захотел здесь строить церковь уже в 1737-м.
Кроме этого, Самигулов развенчал и другую мифическую дату – время открытия в городе постоянной ярмарки, возникновение которой традиционно датируется 1744 годом. По мнению учёного ярмарка появилась на 14 лет позже: в 1758 году. Неправильное определение даты историк связывает с неверной трактовкой указа Сената от 1744 года, в котором Татищев рекомендует, но не приказывает организовать в городе ярмарку. Последнюю тогда так и не организовали, однако историки, не проверившие эту информацию, так и записали появление ярмарки на 1744 год.
Другим любопытным выводом Самигулова стала информация о населении Челябинска ХVIII века. Согласно данным историка, основную массу населения в то время составляли крестьяне. Об этом красноречиво свидетельствуют предметы быта. Так, в ХVIII веке большинство челябинцев пользовались глиняной лепной посудой, которая вышла из моды в центральной России ещё в ХVI веке. Питаться из такой утвари могли только низкие слои населения, мало подверженные изменениям. Кстати, приобщаться к общероссийской моде, в том числе и на посуду, челябинцы стали только в первой трети ХIХ века, а окончательно бытовые различия между челябинцами и жителями остальной России исчезли к середине ХIХ века.