персональный взгляд на мир
Быстрая регистрация

Dr.BoT
© Sufix.ru 2007-2011
При использовании новостей с сайта,
прямая ссылка на Sufix.ru обязательна
Партнеры и реклама:

Новостные материалы предоставлены
агентством Новый Регион


Главная  Общество  В Париже умерла Дина Верни, галеристка и муза парижских художников, прославившаяся в России «блатными песнями»

 Общество:

В Париже умерла Дина Верни, галеристка и муза парижских художников, прославившаяся в России «блатными песнями»

В Париже умерла Дина Верни, галеристка и муза парижских художников, прославившаяся в России «блатными песнями» 23.01.09

Париж-Москва, Январь 23 (Новый Регион, Алексей Усов) – В Париже на 89-м году жизни умерла Дина Верни – знаменитая галеристка, сделавшая советский концептуализм 60-х годов популярным на западе. В молодости она была любимой моделью скульптора Аристида Майоля, позировала Матиссу и Дюфи, а прославилась на родине как исполнительница «лагерных песен».

Дина Верни родилась в музыкальной еврейской семье в Кишинёве (в ту пору бывшем в составе Румыниии). В 1925 году семья поселилась в Париже. Там, в возрасте 15 лет познакомилась со знаменитым скульптором, тогда уже непререкаемым и престарелым классиком 73-х лет Аристидом Майолем и стала его излюбленной моделью. Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и др.). Верни позировала также Анри Матиссу, Раулю Дюфи, Пьеру Боннару, была знакома с Бретоном, Дюшаном, Сергеем Поляковым, Шаршуном и другими. Снималась в кино вместе с Жаном-Луи Барро и Бернаром Блие.

В годы Второй мировой войны Дина Верни принимала участие в движении Сопротивления, затем бежала на свободный от оккупации юг страны; её отец был депортирован и погиб в Освенциме.

27 сентября 1944 года Майоль погиб в автокатастрофе, всё свое состояние и все свои коллекции он завещал ей. Вскоре после его гибели по совету Матисса она открыла собственную галерею. С 1947 года ей принадлежит галерея на ул. Жакоб в VI округе Парижа.В 1995 году Верни основала музей Аристида Майоля и фонд своего имени, который оказывал поддержку молодым художникам.

В 1950-х годах галеристка впервые побывала в СССР, где она познакомилась с неофициальным советским искусством и подружилась с русскими авангардистами. Во многом благодаря ей в Западе появилась мода на советское неофициальное искусство – она выставляла работы Ильи Кабакова, Михаила Шемякина , Эрика Булатова и других. От диссидентов она услышала блатные и лагерные песни, в том числе написанные Юзом Алешковским. Кстати, именно благодаря «диссидентским» «блатным» песням, Дина Верни, кавалер ордена Почётного Легиона, стала известной российским слушателям, даже далеким от искусства.

«Я благодарен жизни за встречу с этой замечательной во всех отношениях женщиной. Я оценил ее всесторонне: она занималась не только живописью, но и филантропическими делами, и крестьянскими, не говоря уже о том, что была многолетней подругой скульптора Майоля. А песнями она интересовалась постольку, поскольку родилась в Одессе – городе веселом, где обожают песенное искусство. Ей было интересно песенное творчество россиян, так же, между прочим, как и их живопись», – рассказал GZT.ru Юз Алешковский.

«Именно благодаря своей любви к песне Дина и сделала пластинку. Однажды я вместе с женой гостил у Дины в ее замке в Рамбуйе, и мы вместе с ней горланили мои песенки под ее гитару, и получалось очень здорово. Я пел с большим вдохновением, хотя нас никто не слушал – только моя жена, да еще попугай и обезьянка, которая очень любила смотреть телевизор», – приводит издание воспоминания Алешковского.

Пластинка с записями Дины Верни песен Алешковского и «народного творчества «Блатные песни» вышла в 1981 году и неоднократно переиздавалась на цифровых носителях.

В 1995 году режиссер-документалист и куратор Московского дома фотографии Ольга Свиблова сняла о Дине Верни документальный фильм.